Как обязать страховую компанию произвести ремонт автомобиля?

Обязательный страховой полис ОСАГО приобретается всеми водителями. Владельцы автомобиля, попавшие в аварию не по своей вине и без полиса ОСАГО не могут получить возмещение ущерба от страховой компании. А также за его отсутствие штрафуют инспекторы ДПС.

Предмет нового закона о ремонте вместо выплаты ОСАГО

Всё очень просто. Новый законопроект вносит в Федеральный закон об ОСАГО изменения. Они коснутся всех статей и пунктов, которые регламентировали только выплату, и теперь будут подразумевать ремонт по ОСАГО.

Суть нововведения заключается в том, что теперь страховая за исключением исключений выдаёт направление на ремонт потерпевшей стороне вместо выплаты денег. Нововведение действует только для новых полисов, заключённых после вступления нововведения в законную силу (когда это будет, пока неизвестно, но уже в ближайшем месяце). Также изменения действуют только на физических лиц и легковые автомобили — организации, а также грузовые автомобили, автобусы и мотоциклы всё также будут получать выплаты деньгами.

При заключении полиса ОСАГО в 2021 году владелец автомобиля уже в полисе будет выбирать сервисный центр из списка доступных, с которыми у страховой заключён договор на ремонт, который его устраивает больше всего, и при обращении в страховую (в случае прямого возмещения убытков) та его направит на ремонт.

В каких случаях положена компенсация

Само собой, должны быть соблюдены следующие условия: ОСАГО зарегистрировано на тот автомобиль, который попал в ДТП, при этом водитель автомобиля вписан в страховку. Возмещение ущерба производится при возникновении ДТП на дорогах, парковках, проездах, стоянках, в гаражах.

Полис ОСАГО компенсирует следующие виды потерь:

  • Вред здоровью водителя и пассажиров;
  • Повреждение транспорта;
  • Компенсация заработка, который из-за ДТП потерял потерпевший;
  • Дополнительные выплаты в случае получения инвалидности в ДТП;
  • Затраты на эвакуатор и аренду стоянки для хранения поврежденного автомобиля;
  • Стоимость поврежденного груза.

Но выплата по всем этим пунктам в совокупности не может превышать полмиллиона. Статья №7 закона об ОСАГО гласит, что за ущерб здоровью компенсация не может превышать 500 000 рублей, а за ущерб имуществу — 400 000 рублей.

Если застрахованное лицо погибло в результате ДТП, его родственникам выплачивают максимальную сумму — 500 тыс. рублей.

Какие нарушения при ремонте машины по ОСАГО допускают страховые компании?

Правила проведения восстановительного ремонта по ОСАГО регламентируется Законом от года № 40-ФЗ. Страховщики и СТО часто нарушают требования, предъявляемые к качеству.

Каков порядок передачи транспортного средства на ремонт?

После ДТП владелец автомобиля обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате. Страховщик в течение пяти дней делает осмотр транспортного средства и проводит экспертизу. Затем выдается список СТО и оформляется направление на ремонт, который оплачивается за счет полиса.

По итогам работ страхователь подписывает акт приемки выполненных работ. До его подписания следует внимательно осмотреть машину на предмет некачественного ремонта.

Какие дефекты обнаруживаются при некачественном ремонте?

В случае обнаружения дефектов после ремонта автовладельцу нужно зафиксировать в акте свои замечания. Подписание акта без замечаний будет означать, что у потерпевшего нет претензий к качеству выполненных работ.

При осмотре выявляются следующие недостатки:

  • неравномерная окраска или отслоение краски;
  • установка запчастей с дефектами или неоригинальных комплектующих;
  • частичное устранение повреждений;
  • нарушение технологии проведения ремонтных работ;
  • большие зазоры между деталями кузова;
  • работа двигателя с перебоями.

Часть дефектов обнаруживается не сразу. Поэтому после получения машины желательно отправиться в автосервис и попросить мастера оценить работу машины после ремонта.

Читайте также:  Как расторгнуть договор страхования жизни?

Кто должен отвечать за качество ремонта?

Законодатель защитил интересы автовладельцев, поэтому ответственность за ремонт полностью лежит на страховщике. Если работники СТО некачественно починили авто по ОСАГО, всю вину на себя должна взять страховая компания (часть 17 статьи 12 Закона № 40-ФЗ). После обнаружения недостатков собственник транспортного средства вправе предъявить ей претензии по качеству ремонтных работ.

Исключения из общего правила о натуральной форме страхового возмещения

Итак, с года, вне зависимости от желания потерпевшего гражданина страховое возмещение может быть осуществлено только путем организации и (или) оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного авто. Но имеются и исключения из указанного «приоритета».

Нет выбора: только деньги!

Закон об ОСАГО содержит ряд норм, в соответствии с которыми, потерпевший не может выбрать натуральную форму страхового возмещения и страховщик обязан произвести страховую выплату в денежном выражении в следующих случаях (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

  • полной гибели транспортного средства;
  • смерти потерпевшего;

Есть выбор: деньги или ремонт!

В некоторых случаях, потерпевший, желающий получить деньги вместо ремонта должен прямо указать об этом в заявлении о страховом возмещении или не согласиться на доплату за ремонт на СТО. Потерпевший вправе выбрать деньги (страховую выплату) вместо ремонта в случае (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

1. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

2. если потерпевший является инвалидом, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 17 закона об ОСАГО, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

3. если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тысяч рублей или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с п. 22 статьи 12 закона об ОСАГО все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

Другими словами, в том случае, если стоимость ремонта превышает 400000 рублей (пп. «б» ст. 7 Закона об ОСАГО) или 50000 рублей при «европротоколе» (п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО), либо страховка меньше из-за учета степени вины всех участников ДТП (п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО), вам сделают ремонт только при вашем согласии на доплату необходимой на ремонт суммы. Если нет – выплатят денежные средства в размере причитающейся вам страховой выплаты (в пределах сумм, указанных выше).

4. если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям и потерпевший не дал согласия в письменной форме на получение направления на ремонт на одну из таких СТО. В этом случае страховщике возмещает вред в форме страховой выплаты (абз. 6 п. 15.2 статьи 12 закона об ОСАГО).

В каком случае СТО признается не соответствующей требованиям к организации ремонта? Такие требования, в частности, установлены в п. 15.2. ст. 12 закона об ОСАГО:

  • срок проведения ремонта поврежденного автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления авто на СТО или передачи автомобиля страховщику для организации его транспортировки на СТО;
  • максимальная длина маршрута по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км., за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до СТО и обратно);
  • ремонт «гарантийного» автомобиля должен производиться только на СТО производителя или импортера. Восстановительный ремонт автомобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться СТО — официальным сервисным центром данной марки автомобиля. Верховный Суд РФ в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от N 58 разъяснил, что «потерпевший вправе получить страховое возмещение в денежном эквиваленте, если гарантийное обязательство производителя составляет более двух лет с года выпуска ТС, и на момент его повреждения в результате страхового случая по договору ОСАГО срок обязательства не истек, и страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на СТО, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором)..»

5. если при прямом возмещении убытков страховщик не может организовать ремонт на СТО, которая была указана при заключении договора ОСАГО, потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться в письменной форме на проведение ремонта авто на другой предложенной страховщиком СТО (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

Читайте также:  Выплаты при несчастном случаи на производстве

6. если потерпевший и страховщик заключили письменное соглашение о страховом возмещении в форме страховой выплаты (получении денежных средств вместо организации и оплаты ремонта ТС).

Александр Отрохов,

Уполномоченные автомастерские

Если застрахованное по ОСАГО авто попало в ДТП, то оно может быть отремонтировано:

  • У дилера, с которым страховая компания подписала официальный договор.
  • В автосервисе, который принадлежит страховой компании.
  • Можно самостоятельно выбрать станцию технического обслуживания, но выбор ограничивается списком, предоставляемым страховой компанией.
  • В качестве варианта страхователь сам может предложить автомастерскую, где можно будет отремонтировать поврежденное авто.

Последний случай неоднозначный, необходимо полностью согласовать свой выбор мастерской со страховщиком. И страховщик соглашается на такой вариант, как правило, когда в предложенных им автосервисах нет необходимого инструмента для работы или нужных деталей.

Если клиент вместо направления на ремонт, предпочитает забрать деньги на ремонт, то страховая компания под разными предлогами может навязывать ему обслуживание в своей автомастерской, то есть делается все, чтобы машина была отремонтирована у официального дилера страховщика.

В какой срок нужно сообщить в страховую о ДТП?

Что касается потерпевшего, то срок обращения за страховым возмещением также напрямую зависит от способа оформления ДТП. 

При этом, здесь работает то же противоречие, когда основной закон обязывает обратиться в установленный срок с заявлением о возмещении по ОСАГО, но Правила, на которые ссылается этот закон, предусматривают наличие срока только в случае оформления европротокола.

Таким образом, получаем следующие обязанности:

  • если ДТП оформлено с помощью европротокола, то обратиться с заявлением в страховую компанию необходимо в течение 5 рабочих дней (тот же пункт 3.8, абзац первый),
  • если же приезжали сотрудники ГИБДД, то пункт 3 статьи 11 ФЗ Об ОСАГО обязывает обратиться к страховщику в кратчайший срок с уведомлением о ДТП, и направить заявление с отсылкой к тому же пункту 3.8.

Как вывод: если аварию оформляли инспекторы, то у вас есть право обратиться относительно в любой срок, а не 5 дней. Почему относительно? Ниже вы узнаете, что существует ещё срок исковой давности, который следует учитывать при этом непременно.

Ремонт авто за счет страховой компании 

Большинство автовладельцев предпочитает получить деньги в страховой компании и потом самостоятельно выбрать автосервис, в котором они уверены.

В каких случаях не стоит выбирать услуги страховой компании в содействии в ремонте автомобиля?

  • В том случае, когда сотрудники автосервиса откровенно вам рассказывают о невозможности выполнения качественного ремонта на сумму, которую выделяет страховая компания, лучше всего выбрать денежную компенсацию. Среди страховщиков распространена практика занижения стоимости ремонта авто, пострадавшего во время ДТП;
  • В том случае, когда предложенные страховой компанией сервисные центры не подходят вам в силу их большой удаленности от места вашего проживания или из-за не очень хорошей характеристики данного сервиса, вы имеете полное право отказаться от их услуг;
  • Откажитесь от предложения страховой компании в ремонте автомобиля по ОСАГО, если вы не уверены в том, что сможете контролировать процесс восстановления машины.

Неоригинальные запчасти

Близкие к отрасли источники «Известий» отметили, что страховщики пытались пролоббировать в Центробанке возможность использовать для ремонта недорогие неоригинальные запчасти, но безуспешно. Один из источников напомнил, что страховщики несколько лет назад пытались даже перейти на ремонт б/у запчастями, но этот вариант тоже не получил поддержки.

Кроме того, против ремонта автомобилей неоригинальными запчастями выступают и сами автопроизводители. В случае если отремонтировать машину на гарантии при помощи запчастей, которых нет в списке рекомендованных, автомобиль, скорее всего, этой гарантии лишится.

В то же время ЦБ разрешил страховщикам использовать цены интернет-магазинов. Они, как правило, ниже.

Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев предположил, что вопрос с подорожанием стоимости официальных запчастей и нехватки выплат ОСАГО для ремонта у официальных дилеров могла бы решить возможность использовать более дешевые неоригинальные запасные части. Их ведь также изготавливают компании с мировым именем.

Сейчас же, по словам Зубарева, многие автовладельцы просто не могут себе позволить официальный ремонт у дилеров после ДТП по полису ОСАГО именно потому, что определяемого размера выплат для таких работ не хватает. В итоге автовладельцам приходится пользоваться услугами ремонтных станций, где они проходят по ценнику.

Правила слома: как переделать автомобиль и не получить штраф Эксперты рассказали об отличиях тюнинга от восстановительного ремонта

— После ДТП страховщики определяют размер ущерба по «железу» с учетом износа. При этом официальные дилеры обязаны для ремонта использовать только новые оригинальные запчасти — это требование автопроизводителей. Получается, что пройти ремонт у дилера так, чтобы расходы полностью покрыл полис ОСАГО, просто невозможно, — объяснил Зубарев.

Когда нельзя получить выплату

Выплаты страхового возмещения по ОСАГО гарантированы законодательством. Условия их получения регламентируются Правилами страхования и подробно оговариваются в страховке автогражданской ответственности. Но есть случаи, когда страхователь может получить отказ в выплате. Это всегда обоснованное решение, вызванное следующими обстоятельствами:

  • авария наступила в результате действия природной стихии или военных манёвров;
  • случаи, которые не являются страховыми согласно правилам автострахования. Например, повреждения авто получены в ходе гонок, тест-драйва или обучающих уроков по вождению в специально отведенных для этого местах, причинение морального вреда и т. д.;
  • клиент подал заявление на получение выплаты по истечении установленного в договоре периода. Страхователь может решить вопрос о выплате по страховке в судебном порядке, если имеет документы, подтверждающие уважительную причину несвоевременной подачи;
  • действия преступного характера, повлекшие за собой преднамеренное наступление страхового случая;
  • машина отремонтирована до проведения осмотра страховщиком;
  • если лицо, управляющее авто в момент ДТП, не является законным владельцем транспортного средства;
  • страховка оказалась поддельной;
  • на момент аварии отсутствует действующий полис ОСАГО;
  • просрочен платёж по автостраховке, оформленной в рассрочку.

Следуйте зафиксированным в договоре пунктам по выполнению обязательств, тщательно изучайте свои права и будьте внимательны к срокам подачи документов, переоформления полиса.

Если у Вас возникли вопросы или Вы попали в затруднительное положение, обращайтесь за консультацией к сотрудникам компании «АльфаСтрахование» по телефону 8 (800) 333-0-999.

Как обманывают страховые

Нередко страховщики применяют уловки для того, чтобы сэкономить на возмещении.

Так, например, водителю, желающему отправиться сразу на СТО, могут предложить подписать соглашение к договору страхования, в котором он соглашается с использованием б\у запасных частей, доплатой собственных средств за восстановление или заключает договор цессии.

Бумаги страховых компаний составляются так хитро, что несведущий человек с трудом поймет их суть. Поэтому подписывать ничего, кроме заявления и извещения о ДТП нельзя.

Цессия

Цессия – уступка права требования. Суть ее заключается в том, что требование компенсации переходит от страхователя к третьим лицам.

Чаще всего в их роли выступают оценочные бюро или аварийные комиссары, проводившие осмотр, но могут быть и другие субъекты.

Эти посредники либо сами предлагают заключить договор цессии, либо такое предложение исходит от страховщика. Взамен клиенту обещают реанимировать автомобиль.

После заключения соглашения, клиента, скорее всего, будут «кормить завтраками», и срок починки затянется на неопределенное время.

Подвох такого договора заключается в том, что страховая организация самоустраняется от отношений со страхователем.

Фактически данному автовладельцу страховщик больше ничего не должен. Организация не будет платить пострадавшему страховку, не направит его авто на ремонт и не будет контролировать ход его проведения.

В дальнейшем водителю придется судиться уже не со страховой компанией, а с посредниками, получившими возможность требования.

Если простят доплатить

Нередко станции техобслуживания просят автомобилиста доплатить, поскольку предел ответственности страхующей фирмы ограничен 400 000 рублей (пп.»б» ст.7 ФЗ-40).

Возможность доплаты указана в законе. Согласно ст. 12 ФЗ-40, направление, которое фирма выдает страхователю может содержать условие о дополнительной оплате части восстановления самим страхователем.

Желание мастеров вполне объективно и продиктовано необходимостью. Поскольку на сумму, которую выделил страховщик, часто невозможно нормально оказать услугу.

Нехватка средств объясняется тем, что при расчете стоимости восстановительных работ специалисты ориентируются на показатели справочника РСА, суммы в котором значительно ниже рыночных.

Чтобы получить хороший ремонт и новые запасные части, страхователю, скорее всего, придётся доплатить.