Методы, способы и типы правового регулирования

Публичное право представляет собой некую функционально-структурную подсистему права, которая выражает общественные и государственные отношения.

Понятие правового регулирования

Правовое регулирование – это воздействие права на публичные правоотношения. Другими словами, право координирует действия людей. Общество невозможно без должного правового регулирования, которое является своего рода фундаментом для поддержания порядка.

В своей деятельности оно преследует две цели: юридическую и общесоциальную. Под юридической целью понимается: создание в обществе постоянного правопорядка с помощью специальных органов, которым под силу поддерживать этот правопорядок. Под общесоциальной целью понимается создание таких условий, при которых общество будет развиваться в правильном направлении.

Отношения, регулируемые правом должны иметь необходимые признаки:

  • отношения, отражающие интересы как одной личности, так и общесоциальные;
  • отношения, где реализовываются интересы всякого лица и каждый ущемляет свои интересы, ради иной личности;
  • отношения, где участники признают определённые правила и добровольно их выполняют;
  • отношения, где закреплены определённые правила, контролируемые действенной силой.

Метод государственно-властных предписаний

Основным в финансово-правовом регулировании считается метод государственно-властных предписаний, позволяющий обеспечить абстрактные публичные интересы в принудительном порядке. По-другому прием называется императивным, когда решение вопроса осуществляется волей одной стороны.

Структура государственно-властных предписаний, используемая в финансовом праве, имеет две формы проявления.

  1. Государственная власть дает предписания в законах, подзаконных актах. Стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют им. Пример: правоотношения по уплате налогов и сборов, по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика в банке не предполагают властных предписаний налоговых органов или усмотрений с их стороны. Уполномоченный государством на сбор налоговых поступлений и пополнение казны орган, и налогоплательщик одинаково подчиняются исключительно воле законодателя, выраженной в конкретном юридическом акте.
  2. Одна сторона правоотношений дает властные предписания через управленческие решения. Контрагент следует им. Пример: в соответствии с Бюджетным кодексом РФ глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств регионального бюджета изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы. Распорядители финансов обязаны следовать этому предписанию, чтобы не сорвать планы по выполнению стоящих перед ними задач.

Соотношение форм проявления властного подхода применительно к различным подотраслям и институтам права различно. Проявления властности, как сущности метода финансово-правового регулирования, служат его характеристиками.

  1. Преобладание позитивных обязываний. В гражданском праве преобладают дозволения, в уголовном — запреты, характерная черта финансового права — обязывание. Это означает, что противоположный государственному аппарату или муниципальному образованию участник правоотношений всегда наделяется, прежде всего, обязанностью и некоторыми правами для законной, эффективной реализации этой обязанности.
  2. Императивный характер. Все субъекты финансового права выполняют обязанности в строгом соответствии с законами и подзаконными актами, а их права вторичны и производны от обязанностей. Пример: налогоплательщик не имеет права перевести свою обязанность по уплате налога на другое лицо, договориться с налоговым органом о снижении налоговой ставки, изменении мер финансовой ответственности. Уполномоченная давать властные предписания налоговая инспекция также не обладает свободой воли, следуя четким государственным требованиям к подобного рода предписаниям.
  3. Конформистский принцип. В финансовые правоотношения субъекты вступают не по собственной воле или инициативе, а под влиянием норм соответствующих законных актов. При наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения финансового правоотношения, субъект финансового права обязан вступить в это правоотношение. Для сравнения: участник гражданского права при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения гражданских правоотношений, волен выбирать, вступать ему в правоотношение или нет. Исключения: налогоплательщики могут в некоторых случаях самостоятельно инициировать такие отношения, обращаясь в инспекции за предоставлением рассрочек, отсрочек обязательных платежей.
  4. Юридическое неравенство субъектов. В финансовом правоотношении участники реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство и уполномоченные организации реализуют свои компетенции, наделяющие их властными полномочиями. Компетенция юридических и физических лиц по содержанию подчинена реализации компетенции властной стороны.
Читайте также:  Ст. 206 УК РФ. Захват заложника. Комментарии и судебная практика.

Метод публичного права

Проблему определения понятия «метод регулирования публичного права» нельзя назвать разработанной. Многие исследователи, касаются ее лишь косвенно, изучая другие вопросы.

Однако в теории все же предпринимаются попытки определить метод регулирования публичного права. Некоторые авторы предлагают сделать это путем характеристики методов определенных отраслей, которые, по их мнению, в совокупности выражают метод регулирования публичного права. Другие рассматривают метод регулирования публичного права в качестве субординационного, централизованного, принудительного и метода неравенства.

Предполагается, что наиболее правильная позиция состоит в том, чтобы отнести метод публичного права к его подотрослям, ведь каждая отрасль направлена на регулирование отношений, как единых (одного вида), так и нетождественных (разных видов). При этом единство выступает в качестве некой основы общности метода регулирования отношений, а нетождественность указывает на различия в способе воздействия на них.

Конституционное право. В данном случае метод правового регулирования обладает особенностью «метода восходящего подчинения». Речь идет о том, что указанное соотношение субъектов правоотношений возможно при условии народовластия. Народ поручает осуществление власти определенным субъектам, которых он избрал: парламенту, президенту.

Административное право. Дифференциация публично-правового метода в этом случае связана с обеспечением целенаправленного управленческого воздействия органов власти и государственного управления на общественные отношения. Процесс управления выстраивается таким образом, чтобы упорядочить деятельность, обеспечить непосредственное прямое подчинение субъекта власти, исключив при этом хаотичный беспорядок.

Финансовое право. В финансовом праве особенность метода регулирования публичного права состоит в возможности «перенести» определенную долю компетенции государства на физических и юридических лиц, которые не являются государственными служащими и должностными лицами.

Уголовное право. В уголовном праве метод публичного права характеризуется основополагающими обязанностями и правами, принадлежащими государству как субъекту уголовного права. К ним можно отнести, например, принадлежащие государству право наказания и обязанность его применения. Данные право и обязанность могут быть реализованы разными ветвями власти. Определить вид и предел наказания должна законодательная власть. Обозначенное предусмотрено ст. 3 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей, что преступность и наказуемость деяния, а также иные последствия, определяются уголовным законом.

Читайте также:  Ответственность за проникновение на охраняемый объект

Замечание 1

Важную роль в осуществлении государством наказания исполняет суд. Только суду принадлежит право определить предел и вил уголовной ответственности, которая назначается виновному в случае, если его вина в совершении преступления будет доказана. Так же судьям принадлежит право изменить вид и характер ответственности, или освободить от ее назначения виновного. Также в реализации наказания участвуют органы исполнительной власти и правоохранительные органы.

Определение 2

Таким образом, основной метод публичного права – это метод государственных властных предписаний от одних участников правоотношений к другим. При этом государство само предусматривает меры и виды охраны общественных отношений.

Помимо этого метода применению подлежат также императивный метод (наделение властными полномочиями субъектов) и диспозитивный метод (стороны имеют возможность по своему усмотрению использовать принадлежащие им права).

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

— регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

— охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

— абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

— относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

Читайте также:  Статья 146. Незаконное лишение свободы или похищение человека

по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

— материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

— процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

— Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Задачи трудового права – на благо общества

Обеспечение соблюдения правовых трудовых норм призвано способствовать правопорядку в трудовой сфере, что благотворно влияет на общество. Задачи каждой правовой отрасли отражают часть социальных задач в целом, будучи направлены на достижение задекларированных целей. Они приведены в тексте ТК (ч.2 ст.1) и декларируют:

  • формирование оптимальных факторов для консенсуса интересов собственников производства, руководителей и наемных сотрудников, а также пользы для державы;
  • способствование возрастанию производительности труда;
  • содействие росту качественности труда;
  • меры содействия эффективности производства;
  • участие в улучшении финансового и культурного благополучия работающих граждан;
  • упрочение трудовой дисциплины.